Гельфер Александр Августович
Материал из Виртуальный музей Нашего Политеха
Александр Августович Гельфер, сын почтово-телеграфного служащего, родился 20 ноября 1873 г. в Петрбурге. Образование получил в Реальном училище и в Петербургском институте инженеров путей сообщения, который он успешно окончил после сдачи государственных экзаменов и защиты 5 дипломных проектов, в 1896 г.
Студенческую практику в качестве техника провел:
1) на топографических, гидрометрических, геолого-разведочных и строительных работах по переустройству Мариинской водной системы (землечерпательные работы на Приладожских каналах и в порожистой части р. Свири, взрывные работы туннельным способом на Девятинском перекопе, постройка плотин Поарэ и каменных шлюзов на р. Шексне и выправительные работы там же);
2) на постройках мостовых, гражданских и др. железнодорожных сооружений и путей, а также дома Управления Псково-Рижской и Балтийской железных дорог и большого элеватора-зернохранилища на Московско-Казанской железной дороге.
Инженерно-производственная деятельность 1896–1918 гг.
По окончании Института занимал должности начальника партии и помощника начальника гидротехнического отдела в научной экспедиции по исследованию источников главнейших рек Европейских России. Затем прошел по ведомству путей сообщения все степени службы, начиная с инженера для технических занятий, производителя работ, младшего и старшего инспектора по водным и сухопутным путям сообщения. Был командирован на освидетельствование и испытание больших мостов, руководил выправительными, землечерпательными и взрывными работами на Нижнем Днепре и работами в Самарской гавани на р. Волге. Затем занимал должности: управляющего Отделом по освидетельствованию судов и паровых котлов, управляющего Отделом шоссейных дорог и мостов, члена Инженерного совета и члена Геологической комиссии при нем. Вследствие угрожающего положения дорог в оползневых районах, был командирован для руководства гидрогеологическими исследованиями оползней на Крымском и Черноморском побережьях Кавказа и для принятия мер борьбы с ними. Им таже были произведены обширные работы по исследованиям естественных и искусственных каменных строительных материалов.
В 1903 г. был командирован ведомством путей сообщения в западно-европейские государства для ознакомления с постановкой инженерно-строительных работ разных специальностей и с преподаванием наук в высших технических школах.
Составил проекты, по которым построены: пятипролетный железный мост на каменных опорах через р. Мсту в Ям-Бронницах, железный двухпролетный арочный мост на каменных опорах через р. Сочи с регуляционными сооружениями, железные мосты на каменных опорах через р. Яузу и Гжелку, Владимирский виадук, большая товарная станция Москва II, с гидротуннелем, длиной 220 метров, для пропуска р. Рыбинки, паровозное депо, вагонные мастерские на Московско-Казанской железной дороге, Орловский водоспуск, набережная на р. Неве по Шлиссельбургскому тракту и многие другие сооружения.
Инженерно-производственная деятельность в революционный период (с 1918 по 1938 гг.).
Занимал ряд ответственных должностей. С 1918 по 1920 гг. был главным инженером Губернского дорожно-строительного отдела при Петроградском губисполкоме и техническим руководителем военно-дорожных работ. Благодаря его неустанной и энергичной деятельности, дорожное хозяйство коренным образом улучшилось, что в значительной мере способствовало успешным воинским передвижениям Красной армии. С 1920 по 1921 гг. занимал должность главного инспектора Петрогубкомгоссора ВСНХ. По ликвидации Комгоссора, перешел на Волховской в качестве заведующего Гидролого-гидрометрическим бюро, затем начальника Технической части Отдела изысканий и руководителя почвенно-геологическим, геоботаническими и ихтиологическими исследованиями (с 1922 по 1927 гг.), а также изданием трудов. Вследствие окончания работ на Волховском строительстве, был назначен старшим инженером Отдела изысканий и заведующим информационной частью Свирского проектировочного бюро, а также председателем Комиссии по согласованию и изданию первого проекта гидросиловой установки (Свирь-ГЭС № 3). При реорганизации Свирского бюро в Свирское строительство, занимал должность инженера высокой квалификации в составе Общего руководства отделом изысканий и отчуждений; в этой должности руководил инженерно-геологическими и гидрогеологическими исследованиями, а также изданием трудов (1927–1936 гг.).
В 1929 г. был приглашен на должность заведующего Геологически отделом Гидро-технического бюро Энергостроя (Ленинградское отделение), где организовал названный отдел и первая в Ленинграде гидрогеологическая лаборатория, в связи с развитием фронта работ в 1929 и 1930 гг.
В период с 1929 по 1939 гг. производил многочисленные экспертизы и консультации по поручению Центрального электротехнического совета Главэнерго, Экспертного совета при Ленсовете, а также по другим строительным, промышленным и научно-исследовательским организациям.
Был зарегистрирован в Ленинградском областном управлении строительного контроля по 1-й (высшей) категории, состоял с 1919 г. членом Профкома строительных рабочих, а с 7-го мая 1936 г. — членом Профсоюза работников высшей школы и научных учреждений. Состоял членом секций научных работников с 1927 г.
Научно-педагогической деятельностью занимался с 1897 г. Сначала был преподавателем Ленинградского института инженеров путей сообщения по строительному искусству, затем в 1902 г. по объявленному конкурсу был избран Учебным комитетом Рижского политехнического института адъюнкт-профессором по кафедре гидротехнических сооружений инженерного отделения. После революции читал лекции на курсах Института железнодорожного транспорта по повышению квалификации инженеров службы пути, был руководителем по дипломному проектированию гидротехнических и мостовых сооружений в Ленинградском сельско-строительном рабочем техникуме, а в 1930 г. был назначен штатным профессором и заведующим кафедрой (до 1935 г.) по инженерной геологии и гидрогеологии в большом Гидротехническом институте Энергоцентра. Состоял штатным профессором кафедры строительных материалов и инженерной геологии Ленинградского индустриального института. В ученом звании профессора кафедры был утвержден в 1938 г. Также в 1938 г. был представлен к присуждению ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации. За это время преподавание геологических дисциплин достигло значительного успеха, причем был организован хорошо обставленный геологический кабинет, с надлежащим оборудованием, инструментами, коллекциями, моделями и плакатами, были составлены и изданы учебные пособия для студентов; лекции сопровождались богато обставленными эпидиоскопическими иллюстрациями, с каждым годом происходило улучшение практических занятий. С 1919—1921 гг. профессор А. А. Гельфер состоял научным сотрудником I разряда Академии наук. С 1931—1933 гг. был руководителем группы по инженерной геологии и гидрогеологии в Научно-исследовательском институте гидротехники, где прорабатывал совершенно новую актуальную тему о причинах и формах разрушения гидротехнических сооружений. Научно-исследовательскими работами и изобретениями Гельфер занимался еще с 1897 г. Научные труды занимают более 300 печатных Листов. Некоторые труды были премированы Академией наук и другими учреждениями. Имел похвальные отзывы от академиков Левинсон-Лессинга и Графтио, от профессоров доктора Родевича, доктора Фролова и других.
Общественная деятельность 1896–1938 гг.
В 1896—1917 гг. был членом съездов деятелей по водным путям и шоссейным дорогам, членом международного судоходного конгреса в Петрограде, членом Экспертной комиссии на международных выставках автомобилей и двигателей внутреннего сгорания (в Петрограде).
В 1918—1938 гг. был делегатом и членом многочисленных конференций, членом научно-технического общества гидравликов и гидротехников, членом Ленинградского рабочего комитета Автодора, участником конференции по вопросам взрывного углубления дна (1938 г.), членом всесоюзного съезда по инженерной геологии и гидрогеологии, членом первой международной сессии Научного совета сейсмологического института при Академиии Наук (1931 г.), членом международного геологического конгресса XVII сессии СССР (1937 г.), активным членом комиссии в Ленинградском областном бюро научных работников по переучету членов СНР, членом инженерно-технической секции, членом всесоюзного общества изобретателей по Свирьстрою, участником в общих и выборных собраниях и производственных совещаниях, а также участником научно-технических конференций Гидрофака Ленинградского индустриального института (1937 и 1938 гг.), участником политико-просветительской работы ЛИИ и на докладах по текущим политическим вопросам, участником политкружков Гидрофака ЛИИ.
Состоял членом Дома ученых им. М. Горького Академии наук СССР (в Ленинграде).
Умер в октябре 1942 г. во время Блокады. Похоронен на Пискаревском кладбище.