Гельфер Александр Августович

Материал из Виртуальный музей Нашего Политеха

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 28: Строка 28:
В 1918—1938 гг. был делегатом и членом многочисленных конференций, членом научно-технического общества гидравликов и гидротехников, членом Ленинградского рабочего комитета Автодора, участником конференции по вопросам взрывного углубления дна (1938 г.), членом всесоюзного съезда по инженерной геологии и гидрогеологии, членом первой международной сессии Научного совета сейсмологического института при Академиии Наук (1931 г.), членом международного геологического конгресса XVII сессии СССР (1937 г.), активным членом комиссии в Ленинградском областном бюро научных работников по переучету членов СНР, членом инженерно-технической секции, членом всесоюзного общества изобретателей по Свирьстрою, участником в общих и выборных собраниях и производственных совещаниях, а также участником научно-технических конференций Гидрофака Ленинградского индустриального института (1937 и 1938 гг.), участником политико-просветительской работы ЛИИ и на докладах по текущим политическим вопросам, участником политкружков Гидрофака ЛИИ.
В 1918—1938 гг. был делегатом и членом многочисленных конференций, членом научно-технического общества гидравликов и гидротехников, членом Ленинградского рабочего комитета Автодора, участником конференции по вопросам взрывного углубления дна (1938 г.), членом всесоюзного съезда по инженерной геологии и гидрогеологии, членом первой международной сессии Научного совета сейсмологического института при Академиии Наук (1931 г.), членом международного геологического конгресса XVII сессии СССР (1937 г.), активным членом комиссии в Ленинградском областном бюро научных работников по переучету членов СНР, членом инженерно-технической секции, членом всесоюзного общества изобретателей по Свирьстрою, участником в общих и выборных собраниях и производственных совещаниях, а также участником научно-технических конференций Гидрофака Ленинградского индустриального института (1937 и 1938 гг.), участником политико-просветительской работы ЛИИ и на докладах по текущим политическим вопросам, участником политкружков Гидрофака ЛИИ.
Состоял членом Дома ученых им. М. Горького Академии наук СССР (в Ленинграде).
Состоял членом Дома ученых им. М. Горького Академии наук СССР (в Ленинграде).
 +
<br>
 +
<br>
 +
Умер в октябре 1942 г. Похоронен на Пискаревском кладбище.
-
 
-
Умерр в октябре 1942 г. Место захоронения: Пискаревское кладбище.
 
-
</div>
 
[[Категория:Умершие во время блокады Ленинграда]]
[[Категория:Умершие во время блокады Ленинграда]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Версия 20:24, 6 апреля 2010


Александр Августович Гельфер, сын почтово-телеграфного служащего, родился 20 ноября 1873 г. в Петрбурге. Образование получил в Реальном училище и в Петербургском институте инженеров путей сообщения, который он успешно окончил после сдачи государственных экзаменов и защиты 5 дипломных проектов, в 1896 г.

Студенческую практику в качестве техника провел:
1) на топографических, гидрометрических, геолого-разведочных и строительных работах по переустройству Мариинской водной системы (землечерпательные работы на Приладожских каналах и в порожистой части р. Свири, взрывные работы туннельным способом на Девятинском перекопе, постройка плотин Поарэ и каменных шлюзов на р. Шексне и выправительные работы там же);
2) на постройках мостовых, гражданских и др. железнодорожных сооружений и путей, а также дома Управления Псково-Рижской и Балтийской железных дорог и большого элеватора-зернохранилища на Московско-Казанской железной дороге.

Инженерно-производственная деятельность 1896–1918 гг.
По окончании Института занимал должности начальника партии и помощника начальника гидротехнического отдела в научной экспедиции по исследованию источников главнейших рек Европейских России. Затем прошел по ведомству путей сообщения все степени службы, начиная с инженера для технических занятий, производителя работ, младшего и старшего инспектора по водным и сухопутным путям сообщения. Был командирован на освидетельствование и испытание больших мостов, руководил выправительными, землечерпательными и взрывными работами на Нижнем Днепре и работами в Самарской гавани на р. Волге. Затем занимал должности: управляющего Отделом по освидетельствованию судов и паровых котлов, управляющего Отделом шоссейных дорог и мостов, члена Инженерного совета и члена Геологической комиссии при нем. Вследствие угрожающего положения дорог в оползневых районах, был командирован для руководства гидрогеологическими исследованиями оползней на Крымском и Черноморском побережьях Кавказа и для принятия мер борьбы с ними. Им таже были произведены обширные работы по исследованиям естественных и искусственных каменных строительных материалов. В 1903 г. был командирован ведомством путей сообщения в западно-европейские государства для ознакомления с постановкой инженерно-строительных работ разных специальностей и с преподаванием наук в высших технических школах. Составил проекты, по которым построены: пятипролетный железный мост на каменных опорах через р. Мсту в Ям-Бронницах, железный двухпролетный арочный мост на каменных опорах через р. Сочи с регуляционными сооружениями, железные мосты на каменных опорах через р. Яузу и Гжелку, Владимирский виадук, большая товарная станция Москва II, с гидротуннелем, длиной 220 метров, для пропуска р. Рыбинки, паровозное депо, вагонные мастерские на Московско-Казанской железной дороге, Орловский водоспуск, набережная на р. Неве по Шлиссельбургскому тракту и многие другие сооружения.

Инженерно-производственная деятельность в революционный период (с 1918 по 1938 гг.).
Занимал ряд ответственных должностей. С 1918 по 1920 гг. был главным инженером Губернского дорожно-строительного отдела при Петроградском губисполкоме и техническим руководителем военно-дорожных работ. Благодаря его неустанной и энергичной деятельности, дорожное хозяйство коренным образом улучшилось, что в значительной мере способствовало успешным воинским передвижениям Красной армии. С 1920 по 1921 гг. занимал должность главного инспектора Петрогубкомгоссора ВСНХ. По ликвидации Комгоссора, перешел на Волховской в качестве заведующего Гидролого-гидрометрическим бюро, затем начальника Технической части Отдела изысканий и руководителя почвенно-геологическим, геоботаническими и ихтиологическими исследованиями (с 1922 по 1927 гг.), а также изданием трудов. Вследствие окончания работ на Волховском строительстве, был назначен старшим инженером Отдела изысканий и заведующим информационной частью Свирского проектировочного бюро, а также председателем Комиссии по согласованию и изданию первого проекта гидросиловой установки (Свирь-ГЭС № 3). При реорганизации Свирского бюро в Свирское строительство, занимал должность инженера высокой квалификации в составе Общего руководства отделом изысканий и отчуждений; в этой должности руководил инженерно-геологическими и гидрогеологическими исследованиями, а также изданием трудов (1927–1936 гг.).
В 1929 г. был приглашен на должность заведующего Геологически отделом Гидро-технического бюро Энергостроя (Ленинградское отделение), где организовал названный отдел и первая в Ленинграде гидрогеологическая лаборатория, в связи с развитием фронта работ в 1929 и 1930 гг. В период с 1929 по 1939 гг. производил многочисленные экспертизы и консультации по поручению Центрального электротехнического совета Главэнерго, Экспертного совета при Ленсовете, а также по другим строительным, промышленным и научно-исследовательским организациям. Был зарегистрирован в Ленинградском областном управлении строительного контроля по 1-й (высшей) категории, состоял с 1919 г. членом Профкома строительных рабочих, а с 7-го мая 1936 г. — членом Профсоюза работников высшей школы и научных учреждений. Состоял членом секций научных работников с 1927 г.

Научно-педагогической деятельностью занимался с 1897 г. Сначала был преподавателем Ленинградского института инженеров путей сообщения по строительному искусству, затем в 1902 г. по объявленному конкурсу был избран Учебным комитетом Рижского политехнического института адъюнкт-профессором по кафедре гидротехнических сооружений инженерного отделения. После революции читал лекции на курсах Института железнодорожного транспорта по повышению квалификации инженеров службы пути, был руководителем по дипломному проектированию гидротехнических и мостовых сооружений в Ленинградском сельско-строительном рабочем техникуме, а в 1930 г. был назначен штатным профессором и заведующим кафедрой (до 1935 г.) по инженерной геологии и гидрогеологии в большом Гидротехническом институте Энергоцентра. Состоял штатным профессором кафедры строительных материалов и инженерной геологии Ленинградского индустриального института. В ученом звании профессора кафедры был утвержден в 1938 г. Также в 1938 г. был представлен к присуждению ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации. За это время преподавание геологических дисциплин достигло значительного успеха, причем был организован хорошо обставленный геологический кабинет, с надлежащим оборудованием, инструментами, коллекциями, моделями и плакатами, были составлены и изданы учебные пособия для студентов; лекции сопровождались богато обставленными эпидиоскопическими иллюстрациями, с каждым годом происходило улучшение практических занятий. С 1919—1921 гг. профессор А. А. Гельфер состоял научным сотрудником I разряда Академии наук. С 1931—1933 гг. был руководителем группы по инженерной геологии и гидрогеологии в Научно-исследовательском институте гидротехники, где прорабатывал совершенно новую актуальную тему о причинах и формах разрушения гидротехнических сооружений. Научно-исследовательскими работами и изобретениями Гельфер занимался еще с 1897 г. Научные труды занимают более 300 печатных Листов. Некоторые труды были премированы Академией наук и другими учреждениями. Имел похвальные отзывы от академиков Левинсон-Лессинга и Графтио, от профессоров доктора Родевича, доктора Фролова и других.

Общественная деятельность 1896–1938 гг.
В 1896—1917 гг. был членом съездов деятелей по водным путям и шоссейным дорогам, членом международного судоходного конгреса в Петрограде, членом Экспертной комиссии на международных выставках автомобилей и двигателей внутреннего сгорания (в Петрограде). В 1918—1938 гг. был делегатом и членом многочисленных конференций, членом научно-технического общества гидравликов и гидротехников, членом Ленинградского рабочего комитета Автодора, участником конференции по вопросам взрывного углубления дна (1938 г.), членом всесоюзного съезда по инженерной геологии и гидрогеологии, членом первой международной сессии Научного совета сейсмологического института при Академиии Наук (1931 г.), членом международного геологического конгресса XVII сессии СССР (1937 г.), активным членом комиссии в Ленинградском областном бюро научных работников по переучету членов СНР, членом инженерно-технической секции, членом всесоюзного общества изобретателей по Свирьстрою, участником в общих и выборных собраниях и производственных совещаниях, а также участником научно-технических конференций Гидрофака Ленинградского индустриального института (1937 и 1938 гг.), участником политико-просветительской работы ЛИИ и на докладах по текущим политическим вопросам, участником политкружков Гидрофака ЛИИ. Состоял членом Дома ученых им. М. Горького Академии наук СССР (в Ленинграде).

Умер в октябре 1942 г. Похоронен на Пискаревском кладбище.

Личные инструменты